Предшественниками ФЗ-127 были:
Дальнейшее развитие государства привело к тому, что эти законы постепенно утратили актуальность. Требовалось создание нового нормативного акта, который бы полностью отвечал существующим тогда реалиям.
Незадолго после этого был принят рассматриваемый Федеральный Закон, который, в отличие от предшественников, стал более объемным. Он подробно регламентирует процесс признания несостоятельности субъектов, определяет порядок арбитражного разбирательства, расширяет круг лиц, которым дается право на банкротство и т. п.
С момента принятия НПА неоднократно корректировался, однако с точки зрения современного юриста, эти изменения нельзя назвать значительными. В частности, они касались предоставления:
Наиболее заметными новациями в рассматриваемом Федеральном Законе является введение в июне 2020 года процедуры внесудебного (упрощенного) банкротства, а также введение моратория на открытие дел о банкротстве.
Несмотря детальный подход к решению большинства правовых вопросов, ФЗ-127 по-прежнему нуждается в поправках и изменениях. Об этом свидетельствует значительное количество пробелов и коллизий, из-за чего применять и трактовать действующий закон бывает сложно даже юристам со стажем. Что касается людей без юридического образования и опыта, то их попытки самостоятельно оперировать законодательными понятиями, скорее всего, не увенчаются успехом.
Применять закон должны только юристы, и чем выше будет их квалификация, тем выше вероятность того, что гражданина признают банкротом, а долги его спишут без погашения.
Каждая глава Закона посвящена регулированию отдельной категории правоотношений:
Правоотношения, вытекающие из банкротства граждан и индивидуальных предпринимателей, регулируют параграфы 1 и 1.1, некоторые статьи главы 1, 3.1, 7 и 8, а также параграф 2 главы 12 ФЗ-127.
Ст. 213.4 содержит положения о праве и обязанности гражданина объявить себя несостоятельным. Право возникает, если лицо предвидит наступление неплатежеспособности и дальнейшую невозможность погашения обязательств. Под неплатежеспособностью в данном случае понимается одно из следующих обстоятельств:
Что касается обязанности признать себя банкротом, то она возникает у гражданина тогда, когда общая сумма его задолженностей превышает полмиллиона рублей, а просрочка – 90 дней.
Возвращаясь к вопросу о праве признания банкротства, отметим, что должник может им и не пользоваться, а дождаться, пока долг не достигнет полумиллионного показателя, и кредитор сам обратится в суд. Процедура будет проходить по одному и тому же алгоритму. Все судебные издержки в том, и в другом случае лягут на плечи должника.
После принятия заявления арбитражный суд назначает финансового управляющего. Затем, в зависимости от возможностей гражданина, вводится процедура реабилитации. Она позволит рассчитаться с долгами без банкротства. Управляющий или сам должник при согласовании с кредитором составляет план реабилитации с новыми, более лояльными условиями погашения. Данные мероприятия имеют смысл только тогда, когда у гражданина есть постоянный доход, чтобы так или иначе рассчитаться с долгами.
При отсутствии доходов арбитраж принимает решение о реализации имущества. Занимается ею финансовый управляющий. Он выявляет принадлежащие должнику движимые и недвижимые вещи, описывает их, организует оценку, а затем торги. Суммы, вырученные после продажи, направляются на удовлетворение кредиторских претензий и вознаграждение управляющего (7 %).
Если у гражданина нет имущества, разрешенного к изъятию и продаже, его обязательства списываются без погашения.
Положение о моратории на возбуждение дел о банкротстве введено в действие Федеральным Законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ и закреплено в ст. 9.1. 127-ФЗ. Согласно п. 1 данной статьи, Правительство РФ правомочно инициировать временный запрет на рассмотрение дел о несостоятельности. Так постановлением Правительства действующий мораторий был продлен до 07.01.2021 года, касался он тех хозяйствующих субъектов, которые входили в общегосударственный список экономических отраслей, наиболее пострадавших от кризиса, вызванного пандемией COVID – 19.
На физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, рассмотренные положения не распространялись. Каждый человек, имеющий непосильные обязательства, мог во время действия запрета признать свою несостоятельность через суд или во внесудебном порядке. В настоящее время мера прекратила свое действие.
Параграф 5 главы 10 ФЗ-127 устанавливает правила упрощенной процедуры банкротства, без обращения в суд. Внесудебный порядок введен относительно недавно – в июле 2020 года. С этого времени у граждан появилась возможность признать свою несостоятельность, обратившись с заявлением в местное подразделение МФЦ. Для этого необходимо было соблюдать следующие условия:
Поводом для обращения в МФЦ также могут служить и те обязательства, время исполнения которых еще не наступило. Однако должник уверен, что не сможет их исполнить в силу того, что предвидит свою будущую неплатежеспособность.
Форма и содержание заявления для арбитражного суда регламентирована в ст. 37 ФЗ-127. Заявление должно содержать:
Знать законодательство о банкротстве следует каждому человеку, находящемуся в долговой зависимости у кредитора на основании любых договоров и расписок. В качестве последнего может выступать банк, Налоговая служба, коммерческие структуры или другие граждане. Рассматриваемый нормативный акт раскрывает человеку его права, обязанности и возможности, связанные с банкротством, в том числе, возможность списания долгов. Если однажды обязательства станут непосильными, знание основ закона поможет вовремя принять решение о персональной несостоятельности и привлечь для ее реализации опытных специалистов.
Глубокое и детальное знание Федерального Закона № 127-ФЗ требуется только тем, кто может эффективно применять его на практике, т. е. юристам, работающим в области банкротства. Если вы не готовы самостоятельно разбираться во всех нюансах банкротства, то оставьте заявку на бесплатную консультацию. Наши специалисты свяжутся с вами и подберут вариант списания долгов с минимальными потерями.